Родителям

УЗ "Пинская центральная поликлиника"
Филиал "Межрайонный психоневрологический диспансер"
225710 г. Пинск, ул. Рокоссовского, 8,
тел.: (0165) 32-67-04
факс: (0165) 32-67-04
e-mail: pinsk-pnd@tut.by
 
УЗ "Пинская центральная поликлиника"
Филиал «Пинский межрайонный наркологический диспансер»:
Адрес: г. Пинск, ул. Рокоссовского, 8.
Тел.: 33-64-09; 33-67-20
 
УЗ «Пинская центральная поликлиника»
Филиал «Детская поликлиника»
Центр дружественный подросткам «НАДЕЖДА»
Адрес: г. Пинск, ул. Завальная,18
тел. 35-16-58
Для подростков и молодежи от 12 до 21 года, родителей.
 
 
Учреждения, занимающиеся
профилактикой пьянства и алкоголизма:
 
Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья
Адрес: 220099, г. Минск, ул. Казинца, 50
Факс: 278-42-07
E-mail: mail@rcheph.by
 
Отдел профилактики ВИЧ/СПИД и отдел общественного здоровья находятся по адресу:
 
г. Минск, ул. К.Цеткин, 4
Отдел общественного здоровья: 310-37-22 (факс: 200-36-32)
 
 
Республиканский научно-практический центр     психического здоровья
 
         Адрес: г. Минск, Долгиновский тракт, 152
 
         телефон/факс: +375 17 289-80-48
 
         Справочная, тел: 289-80-46
 
         Приемное отделение, тел: 289-87-32
 
         Е-mail: rkpb@mail.belpak.by
 
 
Пинский зональный центр гигиены и эпидемиологии
         Адрес: г. Пинск ул. Гайдаенко д. 5
         тел.: (0165) 37-38-82 (главный врач)
                            37-38-92 (телефон «горячей» линии)

         Е-mail: pncge@brest.by

О вакцинации против гриппа
С 23 августа 2013 года амбулаторно – поликлиническими учреждениями города Пинска и Пинского района проводится иммунизация детского и взрослого населения против гриппа. По интересующим вопросам можно обращаться по телефонам: • УЗ «Пинская центральная поликлиника» 35-80-09, 35-20-02 • Филиал «Детская поликлиника» УЗ «Пинская центральная поликлиника» 37-53-20, 33-28-84 • ГУ «Пинский зональный центр гигиены и эпидемиологии» 33-33-58, 37-38-79, 37-38-83.

Ответственность несовершеннолетних и их родителей

 

Несовершеннолетие – один из самых сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека, так как именно в подростковом возрасте преимущественно происходит завершение формирования характера и становление личности.

Именно поэтому так важно в этот период «не оступиться» и «не совершить ошибку», которая может «оставить на обочине», так и не дав выйти на главную дорогу...

Основной причиной тому являются преступления. Ведь преступление – это социальное зло, а преступность несовершеннолетних – зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто знает, каким он выйдет из колонии или специального учебно-воспитательного учреждения, станет ли на правильную дорогу.

Поэтому главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным или он бежит из него подальше? А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет? Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

развернуть

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

  • изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));
  • насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с ли­цом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
  • развратные действия (ст. 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);
  • использование занятия проституцией или создание условий для за­нятия проституцией (ст. 171 УК) и др.

В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:

Конституция Республики Беларусь;

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

Уголовный кодекс Республики Беларусь;

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилак­тике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII;

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;

Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе ре­гистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;

Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граж­дан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;

Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 но­ября 2006 г. № 18 и др.

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкос­новенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуаль­ных домогательств, в том числе со стороны родителей.

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовле­чение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексу­ально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои­тус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон­такт все равно признается принудительным и незаконным, поскольку счи­тается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информиро­ванное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
  • может не осознавать значение сексуальных действий в силу функ­циональной незрелости;
  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий [9].

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального наси­лия в отношении детей.

К контактному насилию специалистами относятся следующие дей­ствия:

  • половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
  • мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
  • введение различных предметов во влагалище или анус;
  • мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:

  • демонстрация эротических и порнографических материалов;
  • совершение полового акта в присутствии ребенка;
  • демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями опре­деляются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нор­мальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувство­вать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представ­ляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст - 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но маль­чики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случа­ется вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совраще­ния малолетних.

Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в кото­ром эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 4. Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осозна­ет, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрос­лые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальней­шем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, ис­пытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.

Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совер­шается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (ро­дители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знако­мые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репе­титоры, няни, различные помощники по дому) [8].

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца отчим или сожитель матери;
  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].

Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только

в неблагополучных семьях.

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступле­ния, могут также относиться:

  • лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
  • подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алко­голь и наркотики;
  • лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
  • лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;

лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным

  • действиям;
  • лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
  • лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
  • лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внима­ние на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут сви­детельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.

Физические признаки

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким об­разом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

  • оральные симптомы:экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо пере­едание (булимия);
  • анальные симптомы:разрывы и выпадения прямой кишки, покрас­нение ануса, варикозные изменения, запоры;
  • вагинальные симптомы:нарушение девственной плевы, расшире­ние влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие ин­фекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального от­верстия;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;
  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части жи­вота, бедер;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
  • боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • рвота;
  • потеря сознания;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • ранняя неожиданная беременность.

Признаками сексуального насилия являются:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспус­кательном канале.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

  • не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных от­ношениях,большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
  • сексуальные действия, направленные на сайга себя (аутосексуаль­ные действия):
  • демонстрация интимных частей тела;
  • мастурбация;
  • необычная сексуальная активностьпо отношению к сверстникам:
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу;
  • сексуальные действия с другими детьми;
  • необычная сексуальная активностьпо отношению к взрослым:
  • трение половыми органами о тело взрослого;
  • завлекающее поведение по отношению к взрослым.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

  • постоянное возбуждение, истерические симптомы:
  • стремление куда-то бежать, спрятаться;
  • быстрая потеря самоконтроля;
  • нервные срывы, истерики;
  • вспышки агрессивности;
  • депрессивные симптомы:
  • замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;
  • переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
  • проявление агрессивности и враждебностипо отношению к дру­гим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:
  • непристойные выражения;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • жестокость по отношению к игрушкам;
  • самоагрессия:
  • причинение травм и увечий самому себе;
  • курение, употребление алкоголя, наркотиков;
  • побеги из дома, прогулы школы;
  • проституция;
  • попытки совершить суицид или желание это сделать;
  • возникшие трудности в общении с ровесниками:
  • нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;
  • отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей свое­го возраста;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • поведенческие изменения:
  • возврат к детскому, инфантильному поведению;
  • наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • изменения в отношении к собственной внешности:
  • утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;
  • наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
  • крайняя настороженность, подозрительность;
  • амбивалентные чувстваребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);
  • рассказы о случившемся в третьем лице(«Я знаю одну девочку...»).
  •  

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

  • виктимность (жертвенность) ребенка:

неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

  • навязчивая зависимость;
  • чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным слу­чаям;
  • неожиданные, резкие перемены к:
  • конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);
  • месту («Я не могу ездить в лифте»);
  • любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
  • изменение отношения к школе и учебной деятельности:
  • резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);
  • пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;
  • изменение отношения к семье:
  • принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

  • снижение самооценки:
  • обесценивание собственной личности, недовольство собой, презре­ние, чувство собственной неполноценности;
  • чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощуще­ние вторжения в «интимную» зону;
  • маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией все­могущества («Я могу заставить его сделать все!»);
  • жажда победы и самоутверждения любой ценой;
  • вина, стыд, чувство собственной испорченности:
  • чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;
  • восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;
  • синдром «испорченного товара» (ребенок ощущает себя непривле­кательным);
  • в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).

Появление невротических и психосоматических симптомов:

  • навязчивые страхи, тревога:
  • боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;
  • боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время ме­дицинского осмотра);
  • сопротивление тактильным контактам:
  • нежелание, чтобы целовали, обнимали,
  • нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
  • боли(головная боль, боли в области живота и сердца);

нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бес­сонница

  • боязнь телесных повреждений;
  • резкая потеря весана фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;
  • тики, заикание, энурез(недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ре­бенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или дру­гих причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают доста­точным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспе­чение условий для нормального и разностороннего развития личности, со­здания безопасной и комфортной микросреды:

  • своевременное оказание помощи семьям группы риска;
  • профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;
  • правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учре­ждениях проводятся следующие мероприятия:

  • разъяснительные беседы с детьми,направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;
  • предупреждение противоправных действий окружающих:
  • информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;
  • проведение тренингов по формированию навыков безопасного пове­дения;
  • информирование(размещение на стендах в рекреациях образователь­ных, медицинских и других учреждений информации об адресах и контакт­ных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении);
  • мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни подростковых и молодежных группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершенно­летних в антиобщественную деятельность, проституцию и т. д.;
  • создание подростковых клубови иных объединений для проведения полноценного досуга,развития познавательного интереса и творческих способностей несовершеннолетних.

Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных по­пыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв из­насилований, в силу чего возможны повторные посягательства на поло­вую неприкосновенность.

На этом этапе большую роль играют:

  • юридическая помощь потерпевшим,предоставляемая в правоохра­нительных органах и центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку;
  • медико-психолого-педагогтеская помощьпо телефонам доверия, в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных цен­трах социального обслуживания населения, кризисных центрах для жен­щин и детей, детских поликлиниках и больницах и др.

Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязан­ных направлениях: работа с детьмии работа с родителями.

Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо ска­зать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для ис­пользования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно ис­пользовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.

свернуть