Советы для тебя

Полезно знать учащемуся

Советы по выбору профессии.

Ты уже старшеклассник? Перед тобой в полный рост встала серьезная задача – выбор профессии. Некоторым старшеклассникам очень повезло, и они точно знают, какая профессия им нравится, чем конкретно они в будущем будут заниматься, и где конкретно будут учиться. Они счастливчики (если не очень при этом ошиблись, принимая за призвание просто сегодняшнее настроение).

Но так получается далеко не всегда. Очень многие оказываются в весьма сложной ситуации – перед ними встает задача со многими переменными. Нравятся многие предметы, часто взаимоисключающие с точки зрения выбора профессии, скажем, математика и история одновременно сразу. Неплохо принять во внимание и востребованность этой профессии, и зарплату (не святым же духом питаться!), и круг людей, с которыми придется работать, и многие другие тоже очень важные вещи. Некоторые школьники теряются от степени ответственности и запутанности обстоятельств, которые они обязаны принять во внимание, и готовы слушать любого, кто уверенно им что-то советует. Не надо слушать всех и в особенности любого, ведь речь идет о твоем будущем, которое, что бы там ни было, в значительной степени зависит от тебя. Эти всего-навсего краткие советы: как не растеряться в обилии книг, которые ты можешь прочитать по этой проблеме, в множестве специалистов, которые готовы тебе помочь (в том числе и в твоей школе), в целом списке важных обстоятельств, которые необходимо учесть (зарплата, востребованность, условия работы и еще многое другое). Они не избавят тебя от сложной работы, ты все равно должен читать книги на эту тему (учти, среди них есть и нужные тебе), пойти к специалистам, выполнять задания школьного психолога, принимать трудное (а иногда и мучительное) решение, но все же своего рода начальная ориентировка в этой проблеме нужна. Есть такая поговорка – «За деревьями не увидел леса». В жизни так и происходит: принял во внимание множество обстоятельств, но забыл, не учел, пренебрег самым важным. Вот про самое важное и пойдет речь.

Советы

1.Сначала выбирай только сферу деятельности

Профессиональное самоопределение – это не станция, куда нужно прибыть прямо к окончанию средней школы, для многих это длинный путь, который будет продолжаться многие годы. Конечно, некоторым везет, и они сразу попадают на свое призвание, которое всю жизнь им будет светить. У большинства так не бывает. Если нет четкого понимания твоей будущей профессии к концу школьного обучения, выбирай общее направление работы, только сферу, в которой ты хотел бы в будущем работать. Например, хочу заниматься научной деятельностью, лучше всего биологией. Значит, тебе нужен серьезный университет (далеко не каждый) и биологическое направление. Это реально выполнимая задача.

2. Принимай решение самостоятельно

Помощь в выборе профессии ты можешь получить сейчас самыми разными способами: как уже говорилось, это и книги (например, для этих целей выпущена целая энциклопедия для старшеклассников), это и специалисты-консультанты, это и люди, успешно работающие, которые дадут тебе советы, что называется, «изнутри», наконец, есть вузы, которые устраивают «дни открытых дверей» и подробно рассказывают и о том, чему там будут учить, и что придется делать после окончания. Все это хорошо и очень нужно, но решение ты должен принимать сам и только сам. Только ты знаешь, что тебе делать важно и интересно, чем тебе не надоедает заниматься, а от чего ты устаешь. Слушай всех, а решение принимай только сам.

3.Опирайся, прежде всего, на свои интересы, на свою любовь к конкретной деятельности

Принимая решение, опирайся прежде всего на то, что тебе интересно, что именно у тебя хорошо получается, а что похуже. Самое главное, что ты должен учитывать, это то что тебе нравится, от чего ты получаешь, пусть временами, удовольствие. Ведь будущая профессия – это дело, которым ты будешь заниматься очень долго (не исключено, и всю жизнь) и нужно выбрать такое дело, которое тебе за эти будущие годы останется интересным. Как минимум за эти годы не надоест. Все другие причины, по которым ты принимаешь решение, уже второстепенные. Зарплата, степень востребованности твоей будущей профессии в обществе, конечно, очень важны, но, честно говоря, опыт показывает, что очень хороший специалист, работая даже в малобюджетной области, зарабатывает достаточно, а уж условия труда он в конечном счете выбирает сам. Правда, для этого надо быть очень хорошим специалистом. Кроме того, не забывай, что жизнь быстро меняется, и та специальность, что вчера была престижной и высокооплачиваемой, завтра окажется не особенно нужной. Перепроизводство специалистов – тоже реальная вещь. Так что выбирай себе профессию, ориентируясь прежде всего на свой интерес.

4. Серьезно занимайся проблемой выбора профессии

На свою интуицию полагаться надо. Но все-таки этого мало. Ты плохо знаешь и себя и еще хуже знаешь разные профессии, которые есть в мире. Это серьезное дело и этим вопросом надо серьезно заниматься. С налету такие вопросы не решают. Читай книги, ходи к специалистам, выполняй тесты, которые дает тебе школьный психолог. Это все полезная информация. Не стесняйся задавать вопросы всем, кто так или иначе связан с тем, что тебя интересует. Словом, собирай информацию по профессиям всюду, где можешь, – это полезно. Но не забывай, что самое главное – нравится тебе будущее твое дело или нет. С этого и начинай.

5. Старайся получить о будущей профессии конкретную информацию

Информации вокруг много, но иногда важно что-то и посмотреть лично. Если у тебя есть знакомые, которые занимаются тем, что, как тебе кажется, может стать твоей профессией, попроси разрешения придти к ним на работу (в большинстве случаев это вполне реально), посмотреть, в каких условиях они работают, что делают, что от них требуется. Старую пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никто не отменял.

6. Воля человека делает чудеса, но с реальностью надо считаться

Бывает так, что ты чувствуешь, что эта профессия твоя, ты для нее рожден, а психолог говорит, что это не твое (хочешь стать ученым, а учишься из рук вон плохо, стать полевым геологом, а здоровье слабое, стать выдающимся дизайнером, а на компьютере умеешь только на сайте сидеть и т.д.). Запомни, что существует два взаимоисключающих утверждения: с реальностью надо считаться и воля человека делает чудеса. И каждое из них – правда. Слабый здоровьем Суворов стал великим полководцем, а академик Зельдович стал академиком, не имея за плечами даже среднего образования. Но для таких чудес необходимо огромное желание и железная воля. Конечно, этот совет противоречив, но ты сам можешь выбрать из него ту часть, которая тебе подходит. Надеешься на свою волю - вторую часть, не очень-то надеешься – первую.

7. Напиши план работы и веди регулярные записи

Если ты хочешь этот серьезнейший вопрос решать серьезно, то составь план работы: в произвольной форме, но обязательно продумай и запиши, что прочитать, что посмотреть в Интернете, куда пойти за советом, какие вопросы ты задашь специалистам. Напиши, что ты решил предварительно, на какие вопросы надо тебе получить ответ, что останется невыясненным. Такой план нужен не потому, что ты можешь что-нибудь забыть (не сомневаюсь, что память у тебя отличная), а потому, что в процессе составления плана работы и дальнейших записей многое становится более четким и часто понятным (если это конечно, не делается формально). И потом, по мере продвижения на этом пути, делай записи, кто и что посоветовал тебе, что ты об этом думаешь. Это тебе пригодится. Можешь эти записи делать в своем дневнике, если ты его уже ведешь. Кстати, полезная вещь– личный дневник, неслучайно его вели многие выдающиеся люди (если не подавляющее большинство). Попробуй, и, может, он станет и для тебя необходимым.

Часть 2. Несколько шагов в будущую профессию

А теперь – что конкретно тебе стоит делать для того, чтобы к концу обучения тебе знать, куда и зачем пойти учиться. В сущности, выбор профессии состоит всего из нескольких шагов, но их надо пройти вдумчиво и максимально ответственно.

Шаг первый. Разберись в своих интересах

Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать всего две вещи: какой ты и что именно ты любишь делать. Начни с интересов. Подойдет любая анкета интересов. Можешь взять анкету Е.А. Климова, анкету А. Голомштока (они есть у школьного психолога или в Интернете). Главное – разберись, что ты любишь делать, что у тебя не получается сейчас, но ты понимаешь, веришь, что если очень постараешься, то получится. Словом, определись, что тебе отчетливо нравится, а что нет.

Шаг второй. Определи, какие профессии соответствуют твоим интересам

Если, скажем, ты очень любишь общаться и у тебя это хорошо получается, ищи, какие профессии соответствуют твоим наклонностям, это может быть профессия менеджера или психолога (только практического), учителя- воспитателя или даже специалиста по гостиничному управлению (есть и такая нужная профессия). Найди справочник «99 популярных профессий», ищи книжки о профессиях, советуйся с людьми, определяя, какие именно профессии тебе подходят. Словом, действуй.

Шаг третий. Попробуй разобраться, какие нужные качества у тебя есть

А теперь самое трудное. Каждая профессия предъявляет свои собственные требования к человеку. Попробуй понять, что потребует от тебя твоя будущая профессия. Прочитай в книгах, посоветуйся с психологами. А дальше посмотри, что из этого необходимого у тебя есть. А если нет, хватит ли у тебя желания и воли это развить. Развить в юности можно многое, но, конечно, если очень захочешь… Есть анкета уровня развития воли, посмотри ее. Развить волю тоже можно, но это тяжелый труд. Если ты можешь на это решиться, то дерзай.

Шаг четвертый. Прими предварительное решение

Посмотри, что тебе дали первые три шага. Прими начальное, предварительное решение о самом характере деятельности. Предположим, ты решил, что тебе лучше заняться научной деятельностью - тебе нравится анализировать сложную информацию, нравится размышлять, что получится, нравится продумывать эксперименты, анализировать результаты (с условием, что ты не просто читал об этой деятельности в книжках, а в своей школе выполнял какие-то работы проектно-исследовательского характера). Если это так, то тебе может подойти деятельность ученого. Готовить себя к научной работе – это уже очень большой шаг в профессиональном самоопределении, следующие шаги можно сделать уже поближе к выпуску. Или наоборот, ты хочешь заняться чем-то вполне конкретным, практическим делом. Это уже очень важная часть решения о будущей профессии. Ты уже готов идти дальше.

Шаг пятый. Иди к школьному психологу иди к специалистам

Сейчас самое время идти к специалистам. Узнай, работает ли в вашей школе психолог, готов ли он проконсультировать тебя по этой проблеме. Заранее приготовь вопросы, которые ты хотел бы задать. Внимательно слушай все, что тебе скажут, но помни правило, которое мы обозначили самым первым в рекомендациях – решение ты должен принимать только сам. Да, не забудь поговорить с родителями, их не меньше тебя волнует этот вопрос. На этом этапе уже, может быть, у тебя появится более конкретное решение по поводу будущей профессии. Ты определишь не только область профессиональных интересов, но и конкретную профессию.

Шаг шестой. Встречайся с профессионалами в выбранной тобой профессии

Попробуй встретиться с людьми-профессионалами в избранной тобой области деятельности. Попроси родителей помочь тебе, узнай, есть ли публичные лекции по этой тематике (посмотри на сайте www . polit . ru - там представлено много публичных лекций по самым разным специальностям). Если получится, сходи на лекцию, наберись храбрости и задай вопрос специалисту – учись. Задавать вопросы – немаловажная часть многих профессий, так что учись этому смолоду.

Шаг седьмой. Куда пойти учиться

Ты уже выбрал свою будущую профессию? Теперь самое время узнать, где и как ты будешь учиться. Посмотри в Интернете, какие вузы готовят по твоей будущей профессии, когда у них «День открытых дверей». И готовь вопросы снова. У активного человека существенно меньше вероятность сделать ошибку. Сходи в два – три, четыре вуза, посмотри, где тебе больше нравится климат (психологический, эстетический и любой, который тебя волнует).

Шаг восьмой. Двери не закрываются…

Ты думаешь, что ты прошел путь профессионального выбора до конца, – это вряд ли. Сейчас время другое. Многие психологи даже советуют менять, если не профессию, то тип и форму деятельности каждые 5–7 лет. Чтобы не появлялись стереотипы, которые мешают творчеству, чтобы не было так называемого «выгорания», когда тебе твоя работа кажется тяжелым грузом, чтобы научиться чему-то новому. Ведь только тогда, когда мы учимся и делаем что-то новое, мы развиваемся. Так что твой путь выбора профессии, выбора себя еще очень длинный.

 

СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕБЯ

Отношения с родителями

• Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

• Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

• Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

• Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

• Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

• Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

• Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

• Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

• Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

• Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

• Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

• Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

• Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

• Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

• О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот “пустяк” может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

• Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.

• Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на “двойку”, поставленную “ни за что”, не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

• Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!

• Если с родителями жить тяжело и они тебя совсем не понимают, дай почитать им эту книгу — главу “Возраст надежд и тревог”.

Школа и ты

• Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

• Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

• Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

• Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

• Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе “двойку”, даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

• Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.

• Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

• Если ребята убегают с урока всем классом, постарайся убедить их, что необходимо остаться (контрольная завтра, позже будет интересный урок и т. д.). Однако если не получилось, оставаться в классе одному не имеет смысла, а уж тем более жаловаться учителю.

• Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.

Одиночество

• Если ты одинок — подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.

• Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты.

• Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай об их жизни. О твоих отношениях с ними.

• Не пугайся, когда остаешься один на один с собой — это необходимо, чтобы повзрослеть.

• Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?

• Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай.

• Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить.

• Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!

• И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

Стресс

• Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

• Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.

• Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.

• Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: “Утро вечера мудренее!”. Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.

• После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!

• Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.

• Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.

• Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

• Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.

• Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.

• Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

• И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!

Общение с товарищами

• Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

• Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

• Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

• Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.

• Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.

• Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

• Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

• Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.

• Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.