Проект по организации шестого школьного дня

развернуть

Отдел по образованию Пинского райисполкома

ГУО «Озаричская базовая школа» Пинского района

 

 

 

 

 

Проект

 по организации шестого школьного дня

 

Номинация «Шестой школьный день – территория здоровья!»

 

 

 «Хочешь в тренде быть – спортом нужно дорожить!»

 

 

 

 

 

Автор  проекта:

                                                                          Стефанович Юлия Васильевна, ответственный за организацию

культурно-массовой работы и

организацию мероприятий

воспитательно-оздоровительного

направления

 

 

 

 

 

2021

Введение

 

«Школьная суббота, или

сколько суббот – столько и проектов»

 

     Каждый человек стремится быть здоровым, но при этом по-разному понимает, что такое здоровье. Одни воспринимают здоровье как отсутствие болезней, другие считают, что это бодрость и работоспособность. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

     Направление данного проекта выбрано не случайно. Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Свою долю ответственности за сохранение здоровья подрастающего поколения несёт система образования. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимые знания, может ли педагог оставаться безучастным к состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот во многом риторический вопрос стала разработка проекта «Хочешь в тренде быть – спортом нужно дорожить!».

     В последние годы проблема здоровья подрастающего поколения становится всё более актуальной. И вот почему. Наши дети испытывают острый дефицит двигательной активности, который в конечном итоге выливается в целый букет заболеваний. Современные подростки «зависают» в социальных сетях, чатах, Инстаграме, получают нужные и ненужные советы и отдают этому занятию всё свободное время. Поиграть в спортивные игры, заняться спортом, разумно расходовать своё время, думать о будущем – это где-то далеко, в планах, не здесь и не сейчас. С другой стороны, не все школьники и их родители имеют правильное представление о здоровом образе жизни. Причины, по которым ухудшается состояние здоровья, могут быть следующими: неправильное питание, нарушение режима дня, недостаточное количество физических нагрузок, несоблюдение правил личной гигиены, перегруженность учебной деятельностью. На решение всех этих вопросов и внедрение в образовательный и воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и направлен наш проект.

     Наша школа является малокомплектной. В большинстве своём ребята значительно перегружены учебной деятельностью (подготовка к экзаменам, стимулирующие, поддерживающие, факультативные занятия, занятия в кружках, общественно-полезный труд), возрастают и психоэмоциональные нагрузки, не говоря уже о малоподвижном времяпрепровождении. Поэтому занятость учащихся в шестой школьный день являлась и является неотъемлемой составляющей образовательного процесса нашей школы. Именно в шестой школьный день дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. И главная задача здесь – организация разнообразных видов деятельности, и в первую очередь активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, получение эмоционального заряда.  Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации. Особое внимание уделяем формированию здорового образа жизни, что реализуется через спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную, туристско-краеведческую деятельность.

     Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников нашей школы, учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Кроме того, поможет удовлетворить все запросы учащихся и родителей и создать условия для качественной организации досуга детей.

   

 

 

 

 

           Цель: разработка оптимальной для школы модели шестого школьного дня с целью продуманной организации досуга детей и подростков, вовлечения их в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством, в различные клубы и объединения, занятия по интересам.

Задачи и ожидаемые результаты:

Задача 1:

Формирование потребности в здоровом образе жизни у учащихся, педагогов, родителей, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой.

Ожидаемый результат:

Сформированность у учащихся, педагогов, родителей представления о здоровье, как важнейшей жизненной ценности человека и проявление бережного отношения к своему здоровью.

Задача 2:

Просвещение родителей в вопросах формирования здорового образа жизни ребенка, его психологического развития

Ожидаемый результат:

Осознание родителями необходимости вести здоровый образ жизни.

 

Задача 3:

Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся

Ожидаемый результат:

Проявление у учащихся интереса к участию в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, туристско-краеведческих, досуговых мероприятиях проекта

Задача 4:

Осуществление медицинского, социального и психологического контроля за состоянием здоровья учащихся

Ожидаемый результат:

Проявление у учащихся заинтересованности к решению проблем здоровья

         Сроки реализации проекта:

сентябрь 2019 года – май 2020 года

Участники проекта

Целевая группа: учащиеся 1 – 9 классов в количестве 32 человека

Для воплощения проекта в жизнь создается творческая группа:

  • учитель, ответственный за воспитательную работу;
  • учитель, ответственный за работу педагога-организатора;
  • учитель, ответственный за работу педагога социального;
  • руководитель методического объединения классных руководителей;
  • учитель физической культуры и здоровья;

          Содержание проекта

     Проект реализуется в три этапа. В рамках первого (подготовительного) этапа осуществляется:

ярмарка идей и предложений по содержанию проекта, выработке тактики и стратегии его реализации;

ознакомление родителей и учащихся с проектом;

♦ оценка и анализ состояния здоровья учащихся;

проведение анкетирования школьников и родителей;

взаимодействие с медицинскими и другими учреждениями для реализации проекта;

     Исходя из этого, осуществляется отбор основных форм работы с учащимися.

     На основном проектном этапе предполагается проведение мероприятий с использованием различных форм и методов работы, направленных главным образом на реализацию основной идеи.

     Заключительный этап включает в себя диагностическую и аналитическую деятельность по итогам реализации основного этапа проекта. Также на этом этапе основное внимание будет уделено анализу и оценке эффективности деятельности, проведенной по проекту, и оформлению материалов о проделанной работе.

План реализации проекта

 

Мероприятие

Сроки выполнения

1

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (аналитическая, презентационная и организационная деятельность):

1.                предложение идей по содержанию проекта, выработке тактики и стратегии его реализации;

2.                ознакомление родителей и учащихся с проектом;

3.                оценка и анализ состояния здоровья учащихся;

4.                проведение анкетирования школьников и родителей.

Сентябрь 2019г.

2      

 

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП (просветительская, досуговая, спортивно-массовая, физкультурно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность):

1.                Спортивный праздник, посвящённый началу учебного года  «Спорт – это жизнь!»

2.                Поход в осенний лес «Увлекательная лесная тропа»

3.                Осенний кросс

4.                Круглый стол «Азбука безопасности»

5.                Шашечный турнир

6.                Участие в акции «Против курения!»

7.                Круглый стол «Безопасное поведение на дороге зимой»

8.                Конкурс рисунков и плакатов «СПИД – опасность!»

9.                Акция к Всемирному дню инвалидов «Добрые дела – всегда хорошо!»

10.            Спортивный праздник «Я – спортсмен»

11.            Круглый стол «Осторожно! Пиротехника»

12.            Первенство школы по настольному теннису

13.            Участие в соревнованиях среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер-2019»

14.            Участие в соревнованиях І-ІІ этапов районных соревнований по зимнему многоборью «Здоровье»

15.            Лыжные гонки

16.            Развлекательная программа «Зимние игры для детей»

17.            Конкурсная программа «Защитник Отечества»

18.            Кинолекторий «Осторожно! Наркотики»

19.            Конкурс рисунков и плакатов «Дети против наркотиков»

20.            Шахматный турнир

21.            Кинолекторий «Правила поведения на воде»

22.            Весенний легкоатлетический кросс

23.            Конкурс рисунков «В здоровом теле – здоровый дух!»

24.            Турнир «Весне – физкульт-ура!»

25.            Спортивный семейный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья!»

26.            Участие в районных туристских соревнованиях

27.            Экскурсия в лес «Летний лес»

Октябрь 2019– май 2020гг.

 

 

Октябрь - ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь-январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль - март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель - май

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (мониторинг качества реализации проекта):

1.                анкетирование родителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта;

2.                обсуждение итогов реализации проекта «Хочешь в тренде быть – спортом нужно дорожить!»

3.                оформление материалов о проделанной работе.

Май 2020г.

 

 

 

 

 

 

Социальные партнёры в реализации проекта

 

 

Наши партнёры

 

Что мы получаем от сотрудничества с ними?

 

Что партнёры получают от сотрудничества с нами?

Социально-педагогическая служба школы

Анкетирование учащихся, индивидуальная работа с родителями и подростками, диагностика вредных привычек у учащихся

Привлечение учащихся к участию в мероприятиях проекта

Озаричский фельдшерско-акушерский пункт

Данные о состоянии здоровья учащихся, проживающих в районе школы

Профилактическая работа с учащимися

ОАО «Валище»

Помощь в приобретении спортивного инвентаря

Активное включение учащихся в трудовую деятельность ОАО «Валище»

Районный центр туризма и краеведения детей и молодёжи

Презентация деятельности секций, кружков, объединений по интересам. Организация мастер-классов педагогов дополнительного образования

Пропаганда туризма среди молодёжи, привлечение учащихся к мероприятиям Районного центра туризма и краеведения детей и молодёжи, привлечение детей в кружки туристического и краеведческого профиля

 

Бюджет проекта

     Средства попечительского совета на приобретение грамот, спортивного и туристического инвентаря.

 

Эффективность проекта

     Проект привлечёт повышенное внимание учащихся, родителей, педагогов к проблеме здорового образа жизни, к профилактике различных заболеваний. Поможет подросткам сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, сформирует негативное отношение к вредным привычкам. Создаст условия для проявления у учащихся инициативы и их самореализации в различных видах спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной, туристско-краеведческой, досуговой деятельности. Будет содействовать проявлению чувства личной ответственности за своё здоровье.

         

          Потенциал развития проекта

     Данный проект будет способствовать дальнейшему активному участию учащихся и родителей в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, туристско-краеведческих, досуговых мероприятиях шестого школьного дня. Реализация проекта будет способствовать созданию системы организационно-педагогических форм физкультурно-оздоровительной деятельности, трудового воспитания, гражданско-патриотического воспитания, культурно-досуговой деятельности, целью развития личности каждого школьника, формирования у него навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед самим собой, обществом и государством.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Диагностические методики для детей

 

Режим дня в жизни школьника

- В котором часу ты встаешь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаешь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Ты делаешь ее один или вместе с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?

- В котором часу ты идешь спать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест-анкета

для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Тест-анкета заполняется каждым школьником дома, с помощью родителей, которые затем оценивают результат, полученный в результате тестирования. На вопросы № 1- 9 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 10 – 14 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

Вопросы:

  1. Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.
  2. Я ношу рюкзак (часто тяжелый) обычно в правой руке.
  3. У меня есть привычка сутулиться.
  4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
  5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (зарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
  6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
  7. Нередко читаю при плохом освещении лежа.
  8. Я не забочусь о своем здоровье.
  9. Бывает, я курю.
  10. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?

а) да,

б) нет,

в) затрудняюсь ответить.

  1. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

а) да,

б) нет,

в) затрудняюсь ответить.

  1. Какие состояния наиболее типичны для тебя на уроках?

а) безразличие;

б) заинтересованность;

в) усталость;

г) сосредоточенность;

д) волнение, беспокойство;

е) что-то другое.

  1. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье;

б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;

в) подают хороший пример;

г) подают плохой пример;

д) учат, как беречь здоровье;

е) им безразлично мое здоровье.

  1. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказывает заметного влияния;

б) влияет плохо;

в) влияет хорошо;

г) затрудняюсь ответить.

 

Обработка результатов

 

По вопросам 1-9 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 10-11 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 12 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

 

Интерпретация результатов

 

Благополучными считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» - более 12 баллов.

Диагностические методики для родителей

Тест «Как вы относитесь к своему здоровью»

За каждый ответ «а» вы получите 4 очка, за «б» - 2, за «в» - 0.

 

  1. Как известно, нормальный режим питания – это плотный завтрак, обед из трех блюд и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

а) именно такой, к тому же я ем много овощей и фруктов;

б) иногда бывает, что я обхожусь без завтрака или обеда;

в) я вообще не придерживаюсь никакого режима.

  1. Курите ли вы?

а) нет;

б) да, но лишь одну - две сигареты в день;

в) курю по целой пачке в день.

  1. Употребляете ли вы спиртное?

а) нет;

б) иногда выпиваю с приятелями или дома;

в) пью довольно часто, бывает, что и без повода, среди бела дня.

  1. Пьете ли вы кофе?

а) очень редко;

б) пью, но не больше одной – двух чашечек в день;

в) не могу обойтись без кофе, пью его очень много.

  1. Регулярно ли вы делаете зарядку?

а) да, для меня это необходимо;

б) хотел бы делать, но не всегда удается себя заставить;

в) нет, не делаю.

  1. Вам доставляет удовольствие ваша работа?

а) да, и я иду на работу обычно с удовольствием;

б) работа меня, в общем-то, устраивает.

  1. Принимаете ли вы какие-то лекарства?

а) нет;

б) только при острой необходимости;

в) да, принимаю почти каждый день.

  1. Страдаете ли вы от какого-то хронического заболевания?

а) нет;

б) затрудняюсь ответить;

в) да.

  1. Используете ли вы хотя бы один выходной для физической работы, туризма, занятий спортом?

а) да, а иногда и оба дня;

б) да, но только когда есть возможность;

в) нет, мне приходится заниматься домашним хозяйством.

  1. Как вы предпочитаете проводить свой отпуск?

а) активно, занимаясь спортом;

б) в приятной, веселой компании.

  1. Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас на работе или дома?

а) нет;

б) да, но я стараюсь избегать этого;

в) да.

  1. Есть ли у вас чувство юмора?

а) мои близкие и друзья говорят, что есть;

б) я ценю людей, у которых оно есть, и мне приятно их общество;

в) нет.

 

Ключ к тесту:

От 30 до 48 очков. У вас есть шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у вас хорошее самочувствие.

От 15 до 29 очков. У вас не только хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают нашу жизнь разнообразней. Но подумайте, не будут ли некоторые ваши привычки с годами иметь последствия для вашего здоровья?

От 0 до 14 очков. Ваше здоровье зависит прежде всего от вас. Но вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, вы уже жалуетесь на свое здоровье, или эти жалобы, увы, не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Откажитесь, пока не поздно, от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Удовлетворенность учащихся реализацией проекта»

 

  1. Понравилась ли тебе работа над проектом?  (да, не знаю, нет)
  2. Считаешь ли ты, что достаточно приложил усилий для успешной работы над проектом? (да, не знаю, нет)
  3. Понравилось ли тебе работать над данной темой проекта? (да, не знаю, нет)
  4. Узнал ли ты что-то новое для себя?
  5. Какой совет ты можешь дать друзьям по укреплению здоровья?
  6. Хочется ли тебе и в дальнейшем принимать участие в проектах? (да,  не знаю, нет)
  7. Хотел бы ты продолжить работу над данной проблемой?

 

свернуть